ЗАО «Лучегорский топливно-энергетический комплекс» является основным поставщиком электроэнергии в Приморском крае (Приморская ГРЭС ЗАО «ЛуТЭК» вырабатывает 60% электрической энергии, потребляемой в регионе) и полностью обеспечивает теплоэнергией 25-тысячное население поселка Лучегорск Пожарского района.
Создание в октябре 2003 года по инициативе ОАО «ДВЭУК» отделения «Теплосбыт» ЗАО «ЛуТЭК» позволило реформировать и значительно улучшить теплосбытовую деятельность в поселке. Начинать пришлось практически с нуля. С началом деятельности «Теплосбыта» удалось уйти от старой, не оправдывавшей себя схемы перепродавцов, открыть кассу по сбору платежей. Появилось само понятие системной работы с потребителями тепла. Сегодня отделение занимается всем комплексом вопросов, связанных с розничной реализацией тепла, в том числе технического характера.
Основными задачами отделения «Теплосбыт» ЗАО «ЛуТЭК» являются:
- реализация тепловой энергии абонентам, обеспечение 100-процентного сбора денежных средств за отпущенную абонентам тепловую энергию, организация учета потребленной теплоэнергии;
- снижение дебиторской задолженности потребителей теплоэнергии и недопущение ее роста;
- снижение коммерческих потерь по теплопотреблению;
В соответствии с основными задачами отделение осуществляет следующие функции:
- заключает договоры теплоснабжения с потребителями;
- контролирует выполнение потребителями условий договора теплоснабжения по соблюдению объемов потребления тепловой энергии и своевременности оплаты за потребленную теплоэнергию;
- составляет бизнес-план по теплоэнергии;
- производит выписку счет-фактур абонентам – юридическим лицам согласно условиям договоров, выписывает и предъявляет счета для оплаты теплопотребления;
- осуществляет ежедневный контроль за поступлением денежных средств за отпущенное тепло;
- разрабатывает и реализует мероприятия по сокращению и ликвидации дебиторской задолженности абонентов;
- ежемесячно анализирует коммерческие потери тепловой энергии и выполняет мероприятия по их устранению;
- взыскивает оплату за тепловую энергию с потребителей-должников в судебном порядке;
- выявляет случаи бузучетного пользования тепловой энергией;
- составляет акты при нарушении учета и безучетном потреблении тепла, направляет материалы в следственные органы, в суды на принудительное взыскание сумм за безучетное потребление энергии.
Отделение «Теплосбыт» постоянно осуществляет контроль и проверку состояния теплопотребляющих установок абонентов-юридических лиц, инженерного оборудования внутренних домовых теплосетей. Тепло подается только тем, кому выдан паспорт технической готовности. Так, с началом отопительного сезона 2004-2005гг. объекты 10 юридических лиц не были подключены в связи с тем, что не получали паспорт готовности теплоснабжающей организации – ЗАО «ЛуТЭК». Только после устранения всех отмеченных в ходе проверки неполадок, абонентам было дано «добро» на тепло. Это явилось первым серьезным уроком, когда потребители-юридические лица четко осознали, что отопительных сезонов «на авось» в Лучегорске больше не будет.
Совместно с работниками коммунальной службы сбытовики регулярно выявляют слабые места в цепи транспортировки горячей воды: отсутствие изоляции на трубопроводах, разукомплектованные элеваторные узлы в жилых домах, утечки через уплотнения запорной арматуры и т.д. Они оперативно устраняются, что позволяет выдерживать оптимальный температурный график, более рационально использовать теплоноситель в течение всего осенне-зимнего периода. Полученная в ходе проверок информация анализируется, и теперь «Теплосбыт» располагает базой данных, которая способствует более качественной технической подготовке к очередному отопительному сезону.
Новый отопительный сезон 2005-2006гг. в п.Лучегорск начался с организаций бюджетной сферы. Первыми к теплу были подключены учреждения здравоохранения, культуры, народного образования, детские дошкольные учреждения. В этом году бюджетники обеспечили своевременное проведение ремонтных работ и получили паспорта готовности к премке теплоносителя. Накануне нового отопительного сезона Пожарский район полностью погасил задолженность организаций, финансируемых из местного бюджета, за ранее потребленное тепло. Для остальных абонентов поселка отопительный период начался с 13 октября. Исключением стали 15 акционерных обществ и частных предприятий, не расплатившиеся по долгам предыдущего сезона. Общая сумма накопленной ими задолженности составила 1,5 миллиона рублей.. В рамках действующего законодательства на них поданы иски в суд о взыскании задолженности за потребленное тепло.
Приморская ГРЭС ЗАО «ЛуТЭК» надежно подготовилась к отопительному сезону 2005-2006гг. Все теплоприготовительное оборудование станции, а также находящийся в ее ведомстве магистральный трубопровод протяженностью 2,2 км действую в установленном режиме.
Основным пользователем теплоэнергии в поселке является население (70%). Уровень платежей по этой группе абонентов в 2005г. превысил 90%. Еще несколько лет назад, до реформирования сбытовой деятельности и создания отделения «Теплосбыт», их собираемость едва превышала 70%. Подобного «прорыва» удалось добиться не только посредством регулярного проведения претензионно-исковой работы (за 9 месяцев 2005. подано и удовлетворено у Мирового судьи _112__ исков на сумму 708.4 тыс. руб.), но и за счет разнообразных форм взаимодействия с абонентами, стимулирования из заинтересованности в производстве своевременной и в полном объеме оплаты за потребляемую теплоэнергию.
С декабря 2004г. «Теплосбыт» проводит Розыгрыши призов для добросовестных плательщиков. В акции автоматически участвуют все жители поселка, не имеющие задолженности по оплате счетов-квитанций за теплоэнергию. В присутствии представителей конкурсной комиссии ЗАО «ЛуТЭК» и средств массовой информации, путем случайного выбора лицевого счета из компьютерной базы, определяются 25 счастливых обладателей ценных призов от Лучегорского топливно-энергетического комплекса: телевизоров, музыкальных центров, фотоаппаратуры, бытовой техники.
Активность и соревновательный азарт жильцов вызвала и акция, проводимая весной 2005г. под названием «Дом лучших плательщиков. В течение 3-х месяцев «Теплосбыт» подекадно подводил промежуточные итоги состязания жильцов пятиэтажных домов, весь поселок, через местные СМИ и вывешиваемые на подъездах домов информационные бюллетени, следил за сменой лидеров и аутсайдеров. 30 мая 2005г., рассмотрев показатели оплаты, комиссия назвала дом лучших плательщиков: победителями конкурса были признаны самые дружные и ответственные жильцы дома №19 1-го микрорайона, в котором 72 из 78 абонентов оплатили счета за тепло. Вблизи этого дома была установлена детская игровая площадка.
Внимание «Теплосбыта» сосредоточено и на той группе граждан, которые привыкли ходить в должниках и не обращают внимания на письменные уведомления о необходимости своевременно и в полном объеме рассчитываться за тепло. В середине декабря 2004г. была запущена постоянно действующая акция «Автодозвон». Принцип действия программы основан на заложенной в компьютере базе данных всех абонентов населения с учетом начислений, льгот, состояния оплаты и задолженности. На момент включения автодозвона делается обновление списка с отражением оплаты предыдущего дня, то есть людям, которые оплатили услуги вчера, сегодня звонить уже никто не будет. Время действия программы – с 18-30 до 21 часа. В течение этого периода обзваниваются все должники. Подняв трубку, неплательщик слышит вежливый голос с текстом аудиоролика, корректно напоминающий о существующей задолженности, необходимости ее погашения и последствиях, наступающих в противном случае. Подробное изложение «противного случая» (подача иска в суд за долг, превышающий 1-3 тысячи рублей) у значительного числа абонентов вызывает незамедлительную реакцию. Они предпочитают оплачивать счета-квитанции не откладывая больше на потом, чтобы только не слышать по вечерам «голос совести» неутомимого компьютера. Каждое утро на экране монитора виден отчет о произведенных звонках пофамильно. По нему ведется отслеживание реакции абонентов-задолжников. Как показывает анализ, эффективность внедренной программы «Автодозвон» составляет 25% от общей суммы задолженности.
Новый остроумный способ воздействия на неплательщиков сбытовики сочетают с более строгими мерами, предусмотренными законодательством.
Только за сентябрь 2005г. в Пожарский районный суд подано 30 исков на злостных неплательщиков.
Новацией 2005 года стала оптимизация схемы расчетов за коммунальные услуги. Если в прошлом году, после реформирования ЖКХ, абоненты Лучегорска вынуждены были выстаивать длинные очереди в нескольких кассах поселка, тратить время и нервы, то сегодня система максимально упрощена. При поддержке ОАО «ДВЭУК» в п.Лучегорск создан Единый кассовый центр по приему коммунальных платежей от населения по принципу «в одно окно».
«Теплосбыту» удалось добиться положительной динамики и в решении такой хронической проблемы, как компенсации за предоставление льгот. Приморским арбитражным судом вынесено решение в пользу ЗАО «ЛуТЭК» о взыскании долга с администрации края по невыплаченным субсидиям жителям поселка Лучегорск за теплоэнергию. Потребленную в 2004 году. Сумма, подлежащая взысканию cоставляет 4 миллиона 304 тыс. рублей. На расчетный счет ЗАО уже поступило свыше 2 миллионов рублей. Это первый в регионе прецедент, когда в ходе претензионно-исковой работы удалось добиться реального возмещения расходов за отпуск тепла абонентам, имеющим право на субсидии из федерального бюджета.
Помимо этого, в работе активно применяются медийные формы в целях разъяснения населению важности своевременного расчета за теплоэнергию как существенного фактора надежной подготовки к зиме производителя и транспортировщика теплоносителя.
Все эти меры позволили систематизировать и качественно улучшить теплосбытовую деятельность.
Динамика отпуска тепловой энергии по группам потребителей за 9 месяцев 2004-2005гг.
Динамика Товарной продукции тепловой энергии за 9 месяцев 2004-2005 гг.
|